Как жили в СССР пленные немецкие солдаты
Пленные немцы в СССР восстанавливали разрушенные ими же города, жили в лагерях и даже получали за свою работу деньги. 10 лет после окончания войны бывшие солдаты и офицеры вермахта «на хлеб меняли ножики» на советских стройках.
О жизни пленных немцев в СССР долгое время говорить было не принято. Все знали, что да, они были, что они даже участвовали в советских стройках, в том числе строили московские высотки (МГУ), но выводить тему пленных немцев в широкое информационное поле считалось плохим тоном.Для того, чтобы говорить об этой теме, нужно, в первую очередь, определиться с цифрами. Сколько немецких военнопленных было на территории Советского Союза?
По советским источникам — 2 389 560, по немецким — 3 486 000. Такая существенная разница (погрешность почти в миллион человек) объясняется тем, что подсчет пленных был поставлен очень плохо, а также с тем, что многие пленные немцы предпочитали «маскироваться» под другие национальности. Процесс репатриации затянулся до 1955 года, историки считают, что примерно 200 тысяч военнопленных были неправильно задокументированы.
Жизнь пленных немцев во время и после войны разительно отличалась. Понятно, что во время войны в лагерях, где содержали военнопленных, царила самая жестокая атмосфера, шла борьба за выживание. Люди гибли от голода, не был редкостью каннибализм. Для того, чтобы хоть как-то улучшить свою долю, пленные всячески старались доказать свою непричастность к «титульной нации» фашистских агрессоров.
Были среди пленных и те, кто пользовался своего рода привилегиями, например итальянцы, хорваты, румыны. Они даже могли работать на кухне. Раздача продуктов проиходила неравномерно. Нередки были случаи нападения на разносчиков пищи, отчего со временем немцы стали обеспечивать своих разносчиков охраной. Впрочем, надо сказать, что какими бы тяжелыми ни были условия пребывания немцев в плену, они не идут ни в какое сравнение с условиями жизни в немецких лагерях. По статистике, в фашистском плену погибло 58 % захваченных русских, немцев в нашем плену погибло только 14,9 %.
Понятно, что плен не может и не должен быть приятным, но относительно содержания немецких военнопленных до сих пор ведутся разговоры такого толка, что условия их содержания были даже чересчур мягкими.
Суточный паек военнопленных составлял 400 г хлеба (после 1943 года эта норма выросла до 600-700 г), 100 г рыбы, 100 г крупы, 500 г овощей и картофеля, 20 г сахара, 30 г соли. Для генералов и больных пленных паек был увеличенным. Конечно, это только цифры. По факту, в военное время паек редко выдавался в полном объеме. Недостающие продукты могли заменять простым хлебом, пайка часто урезалась, однако сознательно голодом пленных не морили, не было такой практики в советских лагерях по отношению к немецким военнопленным.
Конечно, военнопленные работали. Молотов как-то сказал историческую фразу о том, что ни один немецкий пленный не вернется на родину, пока не будет восстановлен Сталинград.Работали немцы не за краюху хлеба. Циркуляр НКВД от 25 августа 1942 предписывал выдавать пленным денежное довольствие (7 рублей рядовым,10 — офицерам, 15 — полковникам, 30 — генералам). Была и премия за ударную работу — 50 рублей в месяц. Поразительно, но пленные могли даже получать письма и денежные переводы с родины, им выдавалось мыло и одежда.
Пленные немцы, следуя завету Молотова, работали на множестве строительных объектов СССР, использовались в коммунальном хозяйстве. Их отношение к работе было во многом показательным. Живя в СССР, немцы активно осваивали рабочую лексику, учили русский язык, однако значение слова «халтура» они не могли понять. Немецкая трудовая дисциплина стала нарицательной и даже породила своеобразный мем: «конечно, это ведь немцы строили».
Практически вся малоэтажная застройка 40-х-50-х годов до сих пор считается построенной немцами, хотя это не так. Мифом является и то, что здания, построенные немцами, строились по проектам немецких архитекторов, что, конечно, неправда. Генеральный план восстановления и застройки городов разрабатывали советские архитекторы (Щусев, Симбирцев, Иофан и другие).
Немецкие военнопленные не всегда безропотно повиновались. Случались среди них побеги, бунты, восстания. С 1943 по 1948 год из советских лагерей совершили побег 11 тысяч 403 военнопленных. 10 тысяч 445 человек из них было задержано. Только 3 % бежавших не было поймано.Одно из восстаний произошло в январе 1945 года в лагере военнопленных под Минском. Немецкие пленные были недовольны плохим питанием, забаррикадировали барак, взяли в заложники охрану. Переговоры с ними ни к чему не привели. В итоге барак обстреляли артиллерией. Больше 100 человек погибли.
Комментировать
Все комментарии (79)
комментирует материал 02.06.2016 #
Моя бабушка вспоминала: когда пленных немцев пригнали на Урал, были они весьма откормлены, одеты в белые полушубки. А когда приходили в больницу, то старались пролезть вне очереди и смотрели на обычных русских с присущим им арийским превосходством. Так, что не надо про бедных немчиков, как им тяжко в плену было! Их в СССР никто не звал! И полностью подписываюсь под листовкой К.С. Симонова "Убей немца (фашиста)!"
Мой старший товарищ рассказывал как в годы войны на Урале в Бирске есть было нечего, нечего было есть и в лагере военнопленных, телегами везли умерших.Зимой к колючке подходили русские женщины и кидали через неё хлеб, хоть и дома есть было нечего..Очень полезно по этому вопросу посетить музей немецких военнопленных в подмосковном Красногорске, где шла сортировка пленных офицерского состава и сидел фельдмаршал Паулюс.Музей построила ГДР в 1987 году в двухэтажном здании, где с немецкими военнопленными все годы войны вели воспитательную работу.На втором этаже и сталинский Приказ ГКО СССР о питании военнопленных Германии, с обязательным перечнем продуктов. С той пайкой можно было выжить.Потому и неспроста выжившие немецкие солдаты в начале 90--х, когда им стало известно что Горбачёв и Ельцин искусственно довели страну до голода, - слали продовольственные посылки советским солдатам, с кем воевали.Это было оскорбительно для отцов и дедов, но немцы это делали от души. Мой отец не брал.
ОПРОС:Каково Ваше отношение к руководителю СССР ИосиФу Виссарионовичу Сталину? ОПРОС | Наш ответ "Левада-центру"http://maxpark.com/community/6437/content/5268085
Комментарий удален модератором Newsland
//Суточный паек военнопленных составлял 400 г хлеба (после 1943 года эта норма выросла до 600-700 г), 100 г рыбы, 100 г крупы, 500 г овощей и картофеля, 20 г сахара, 30 г соли.//Чтоб мы так питались сегодня!
Там помню были ещё свёкла и капуста, разные крупы, масло.
Им еще и зарплату платили - вот они затовариваются в ларьке.
Комментарий удален модератором Newsland
Выдержки из приказа НКВД СССР № 0202 «О введении новых норм питания для несовершеннолетних заключенных»29.05.1943
1. Установить для несовершеннолетних заключенных следующую норму питания на одного человека в день граммах:
Хлеб ржаной — 600Крупа; макароны — 75Картофель; овощи — 500Сахар — 15Рыба, рыбопродукты — 70Мясо, мясопродукты — 25Жиры (животн. и растит.) — 25Чай суррогатный — 2Соль — 15
3. Несовершеннолетним заключенным, находящимся в штрафных изоляторах, питание выдавать по следующей норме на одного человека в день в граммах:
Хлеб ржаной — 400Мука подболточная — 5Крупа; макароны — 30Рыба — 30Масло растительное — 5Картофель; овощи — 200Соль — 10Томат-пюре — 3
Заместитель Народного Комиссара Внутренних Дел СССРкомиссар госбезопасности 2 ранга ЧЕРНЫШОВ____________________
И это не тогда пленных кормили хорошо, это теперь россиян кормят херово.
Красногорск = это лагерь офицерского состава до 1949-50 гг., потом пересылка (чистилище) для репатриантов в СССР из Европы, Америки и т.д.
Особо недовольных пленных немцев и их плевак-адвокатов надо ознакомить с условиями содержания пленных советских солдат в финских конц.лагерях в 1941-44. Почти все они умерли от голода-холода.
Комментарий удален модератором Newsland
Ещё есть неподписанные листовки еренбурга :)) Нравиться убивать?
комментирует материал 02.06.2016 #
А как они хотели? Их в плену пряниками кормить будут?До сих пор живу в доме, построенном немцами.
В 1989-91 гг. халтурил ремонтом в Западной Сибири в стройотрядах. Реконструкция элеваторов, ферм, сельхозпостроек немцев. Тогда я впервые узнал, что такое соломенная крыша. В Польше до сих пор.
комментирует материал 02.06.2016 #
Пленных немцев содержали и кормили так, как это могла делать страна, которая от этой страшной войны так много потеряла - и людей, и добра. Самим после войны еды не хватало.Так что, кто из них был недоволен содержанием, сами и виноваты в том, что так много разрушили и так много советских граждан убили.Кто из них до сих пор недоволен, надо им посмотреть фильмы, как содержали японцы американцев в своих лагерях. Или как жили интернированные немцы и японцы в конц.лагерях США и Англии. Какой процент там был умерших, включая стариков, женщин и детей.Пусть сравнят и затихнут.
комментирует материал 02.06.2016 #
М.Конопле . Было такое . Хоть я и не вояка 41-15 г.г. В 1992 г. мне прислала малознакомая немка посылку . Правда раскрытая была вся , но уложена в брезентовый мешок и опечатана печатью некой почтой 555 .
Ну и как? потолстел?
Других мыслей не нашёл ?
комментирует материал 02.06.2016 #
В Севастополе есть крутой спуск к вокзалу ул. Котовского. Её булыжником выложили ещё немцы. Этот красиво уложенный булыжник лежал бы и до сиз пор, но в 80-е там меняли трубу, а восстановить немецкое качество (пусть в меня кинут камни) уже не смогли. Позже, в 2000-е там уложили плитку.
Жаль, уютный был спуск.
комментирует материал 02.06.2016 #
нормально содержали. Нас наши либералы до сих пор обвиняют, что мало перебили и не сравняли счёт (ведь наши военные потери больше как раз примерно на число погибших в плену)
Справедливое замечание.Но верно и то, что либералы не люди, - это жиды, которые не считают русских и другие коренные народы России за людей..
ты от наци ничем не отличаешься.по СУТИ.
по самой глубокой сути - не отличаюсь. Я принадлежу к тому же биологическому виду и к той же расе. Но во всём остальном сходства мало.
Немцев на Восточном фронте погибло 5.4 млн.Русских 27 млн - т.е. ровно в пять раз больше.
Вы жалеете, что мы в 45-м не сравняли цифры и по гражданскому населению?
Так вы их сами и наравняли. - расстреливали вернувшихся из плена- штарафбатовцами разминировали минные поля- заградотряды расстреливали струсивших в атаке и повернувших назад- вечером перед строем расстреливалипо дюжине трусов, для поднятия боевого духа - этим особенно славился Жуков- посылали диверсантов, после террактов которых обычно расстреливали заложников - по10 за солдата и по 100 за офицера, как и было обещано с самого начала. Например, за терракт Зои Космодемьянской , подпалившей избу с ночевавшими 5 офицерами, наутро должны были казнить 500 жителей этой деревни. Поэтому крестьяне сами её поймали и выдали на расправу, чтобы сохранить невинные жизни своим семьям. Русское командование разве об этом не знало?- Крайне плохо была организована медицинская помощь. Раненые, которых можно было вылечить, умирали без лекарств и мед.помощи.- Жители были брошены без снабжения и предоставлены сами себе, на подножном корме. Часто партизаны отбирали последнее, даже и под угрозой оружия. - Жителей Сталинграда и Ленинграда не выпускали из города свои же . "Пустой город солдаты защищать не будут".- Командиру ничего не стоило угробить весь личный состав и получить медаль "за кровопролитные" бои, чем сохранить жизни личного состава и временно отступить до более благоприятной ситуации - его за это могли вообще расстрелять.И т.д. и т.п. Не надо валить всё на немцев, у самих рыло в пуху.
половина из перечисленного - сказки, половина - общепринятая практика в военное время.И не пытайте отмазать своих сегодняшних хозяев, их отношение к мирному населению было признано преступным не только нами.
Во-первых, у меня, в отличии от вас, хозяев нет, я вольный пенсионер. А во вторых, победитель всегда разрисовывает побеждённого под хохлому и вешает на него всех собак. В части "сказок" - можно в этом месте поподробнее?Как вы сами видите, претензий и к немцам быть не может - половина сказки, а вторая половина общепринятая практика в военное время. :))Насчёт сказок - это к евреям, они и по библии, и по Холокосту, и по Освенциму специалисты. Урcула Хавербек: холокост – самая большая и самая продолжительная ложь в истории http://holocaustrevisionism.blogspot.co.ke
Насчёт хозяев - э у пенса они тоже вполне могут быть. Особенно если он иммигрант. А если говорить о работе - я фрилансер (репетитор по математике), более свободного человека трудно представить.Немцы при Гитлере написали, наговорили и наделали достаточно - так что и без преувеличений там хватает. Нацизм - вещь весьма неприглядная.Другое дело, что и их противники были не в белых перчатках. Не ходила по ссылке, но знаю, что Холокост - выгодный гешефт и там много наворочено. Но это не отменяет факта, что евреев немцы уничтожали Это и мои предки в Киеве видели своими глазам (например, как знакомого врача гнали босиком на убой, бабушка через четверть века не смогла рассказать это в подробностях его племяннику). Бабушка точно не была советским пропагандистом.
Разбирать Ваш камент (собрание всех русофобских мифов) у меня нет желания и времени, всё это неоднократно обсуждалось.
Хозяева в стране должны быть, как же без них. Меня, как пенса, политика Меркель устраивает полностью. Я заранее подпишусь под любыми её словами и действиями. Вижу, что в России тоже предостаточно людей, готовых идти за Путиным. Хотя, когда начинаешь говорить с каждым в отдельности, картина совсем другая. Если эти рейтинги дутые, то они, как натянутая резина, рано или поздно ударят в обратку. На войне много чего натворили с обеих сторон, и я сам слышал достаточно прекрасных отзывов и о немцах - и вели себя достойно. и порядок в хозяйстве навели, и местное население подкармливали, и хозяйкам за постой и постирушки свои солдатские пайки таскали, за местными девушками ухаживали и шоколадом угощали, так что некоторые потом даже рожали. И к детям прекрасно относились. Но на войне, как на войне. Русские вон в Афгане на БТРах весь кишлак с о всеми женщинами и детьми "зачищали", если оттуда прозвучал выстрел. Как говорится. - или ты, или тебя. Если вы заметили, со временем появляется всё больше правды о войне, и точка зрения Виктора Суворова уже не кажется такой надуманой. А снимать по 60 фильмов про "курки, яйки" к очередному юбилею - тут большого ума не надо. Евреи хоть и обладают способностью подминать под себя всех вокруг, но любая саморазвивающаяся система запрограмирована на самоуничтожение. Опять всё кончится очередным погромом и грандиозным шухером.
Суворов. Сейчас даже смешно это обсуждать.Немцы были разные, никто не спорит. У меня была знакомая, которая вышла замуж за немецкого солдата, он дезертировал.А воспоминания оставили в основном те, кому достались более или менее нормальные немцы, из Хатыни воспоминаний нет. Хотя Вы правы, все были хороши и главный принцип Нюрнберга - "Горе побеждённым!"PS Не знаю случая массовых расстрелов мирного населения в Афгане, хотя следила за событиями по западным источникам. Конечно, партизанская война жестока и гражданские гибли - но одно дело стрелять в ответ на выстрелы (пусть и по гражданским объектам) , а другое - запереть мирных жителей в сарае и поджечь.
Красноармеец диверсионной бригады Зоя Космодемьянская тоже запирала и поджигала. Её специально для этого и готовили и посылали. http://samlib.ru/d/dzhejms_b/10052010.shtml И немцы сразу договаривались "на берегу", по честному : за каждого убитого солдата - 10 заложников, за убитого офицера - 100 заложников. Немецкие мужики тоже на войну не по своей воле пошли, и помирать им тоже никому не хотелось. Вот такие массовые расстрелы. Англичане в Палестине задолго до второй мировой впереди паровоза платформу с местными женщинами и детьми цепляли - не для того, чтобы позверствовать, а потому, что просто хотели живые остаться, чтобы их партизаны не взорвали. А командиры чего думали? не знали, что на завтра после Зоиного поджога 500 невынных людей казнят? Знали. Думали, что немцам их будет жальче, чем собственные жизни? Смешно. Для чего они это делали - для счастья и долгой жизни этих 500 человек? Или сознательно готовы были угробить любое количество своих граждан, для их светлого будущего? Это же не единичный случай, а повсеместная и "общепринятая практика в военное время" для советского командования. Жуков вообще солдатские жизни не щадил - тоже стиль руководства, причём поощряемый командованием повсеместно. Матери ещё нарожают.
комментирует материал 02.06.2016 #
Гуманизм забытой эпохи. Пленные они тоже разные и в Германии на фронт гнали всех а нет то в лагеря, так что пытать их каждый день или как-то ещё измываться это дело мягко говоря не для наших дедов. В 90-е была посылка из Германии матери как блокаднице, а может и просто раздача гуманитарной помощи, не помню. Но с того что было в этом наборе точно не разжиреешь да и одному там было на раз укусить. Консервы помню, переводил название на каплевидной банке "тушёнка", но вскрытие показало только нежный желатин, хоть реж кусками и вместо стёкол ставь. Вообщем выжили на своей грече из запасов.
комментирует материал 02.06.2016 #
Надо было содержать их по ихним же европейским стандартам. С механизированными газовыми камерами.
Ты прав. Комми=наци.
1.Вы считаете, что это нецивилизованный подход? А кто же тогда в европе цивилизованнее немцев? 2. У комми не было газовых камер. Кроме того, именно они этих наци и поломали. И всегда были их главными врагами (только не надо про "дрючбу" Сталина с Гитлером!).И как бы вы ни старались натянуть сову на глобус в свете "новейших изысканий" - это есть медицинский факт. 3.Именно потому, что я не комми, я и одобрил бы применение опыта цивилизованных немцев (будете спорить?) к ним же самим.
Побег из ГуЛага (нем. So weit die Füße tragen — Пока ноги несут)Фильм основан на реальных событиях.https://www.youtube.com/watch?v=3X6sMLLc2_o
Мне смешны потуги на псевдо логику..)1. Для тебя ЭТО - цивилизация? Вопросов нет.2. А чего - не надо? Давай, просвети меняа) как Сралин победил во ВМВб) что делал Сралин ДВА года, пока мир воевал с наци?3. НЕ немцев, малыш, а - нацистов..)Ты бы выбрал, да.
Вывод: ты или тролль, или дурак эпический..))
Вы даже не замечаете, что обожаемые вами власти, давно заткнулись про "газовые камеры", как и вообще про Нюрнбергские процессы. Давно уже эта ложь входит только в позицию евреев-"холокостников" и полных идиотов, которые даже не уловили молчание всех стран и своих властей по поводу "газовых камер"Догадайся с одного раза - почему?
комментирует материал 02.06.2016 #
моя бабушка рассказывала что при восстановление Ленинграда к немецким военнопленным уже в 1948-49 г.г.приезжали жены. Они повязывали платки на лбу чисто по-немецки. так их отличали. Сейчас когда нет в живых свидетелей я спрашиваю- возможно ли это ?
Байка про восстановление Питера немцами. Не было их у нас, только в Ленинградской области их содержали.
Никакушные из них работники, дармоеды. Всех их около 75 тыс. домой отправили партиями до 1950 года.
Вась, ну не звезди - им построены целые кварталы и у Нарвской, и в Сосновой Поляне, и на Черной речке, и у Акедемки, и на Охте - стоят до сих пор.
"Целые кварталы" это ты круто загнул. Их подсобка в строительстве малоэтажных домов на окраинах Питера (Охта, Черная речка), Сосновая поляна и Академическая это Ленобласть - всё это тебе не "восстановление Ленинграда".Все их лагеря были в Ленбласти, а не в Эрмитаже.Массовое поступление немецких военнопленных на территорию Ленинградской области началось в 1944 г. До этого времени немногочисленные пленные содержались в отдельных бараках и зданиях Ленинграда. Первый же специализированный лагерь для немецких военнопленных был организован по приказу НКВД СССР от 21 июля 1944 г. в посёлке Сясьстрой. Данный лагерь имел «лимит наполнения» в 4 тысячи человек. Самое крупное единовременное поступление военнопленных сюда про¬изошло 13 октября 1944 г., когда с Двинского участка Ленфронта в посёлок Сясьстрой эшелоном было доставлено более двух тысяч немцев. Поток пленных начался в январе 1945 г. – в Ленинград и область стали прибывать многочисленные эшелоны с пленными из Курляндской группировки и из немецких войск, разгромленных в ходе Ясско-Кишиневской операции. В связи с этим приказом НКВД СССР № 0014 от 11 января 1945 г. в составе Управления НКВД по Ленобласти был организован Отдел по делам военнопленных и интернированных. Всего в 1945 г. на территории Ленинграда и области действовало 10 лагерей, 80 лаготделений и 6 «отдельных рабочих батальонов», в которых было сосредоточено более 66 тысяч военнопленных. В дальнейшем, с сентября 1946 г. по январь 1950 г. в лагподразделения Ленобласти прибыло ещё около 11 тысяч пленных. Общее же число военнопленных, содержавшихся за всё время после окончания войны в Ленинграде и области, составило свыше 75 тысяч человек.Непосредственно в самом Ленинграде существовало два лагеря – № 339 и № 393 – в которых на 1 января 1946 г. содержалось соответственно 2213 и 3598 пленных. Одно из лаготделений располагалось в бывших конюшнях ипподрома на Пионерской площади (на месте нынешнего ТЮЗа). Остальные восемь лагерей располагались на территории области – в Сясьстрое (лагерь №213), Бокситогорске (лагерь № 157), Сестрорецке (лагерь № 254), Антропшино(лагерь № 219), Волосово (лагерь № 300), Сланцах (лагерь № 322), на станциях Рудничная и Пудожь (лагеря № 436 и №447).
Вася, если ты дословно постишь целые абзацы из статьи Волынца в АПН, то принято давать ссылку на первоисточник: http://www.apn-spb.ru/publications/article11167.htm С каких таких Нарвская, Академическая, Удельная или Черная речка у тебя вдруг стали Ленобластью? Там строили новое жилье, пока восстанавливали центр.А этот абзац ты сознательно пропустил - "Лагеря и лаготделения для пленных были организованы в основном в районах КРУПНЫХ ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ работ. Четыре лагеря были созданы в 1944 г., остальные шесть – в 1945 г"?"Многие предприятия и стройки Ленинграда и области испытывали в послевоенный период острейшую нехватку рабочих рук. Плюсом трудового использования пленных была их концентрация и то, что это были именно мужчины, пригодные к грубой физической работе. Тем более в СССР еще только начиналась демобилизация вооружённых сил, а завершившаяся война нанесла огромные потери среди мужчин самого трудоспособного возраста".
Ну что ты мне пытаешься доказать, особь неизвестного пола и происхождения?Тебе ясно ответили, что в конюшнях питерского ипподрома содержалось около 5 тыс. немцев. И именно эти героические трудолюбивые нахлебники восстановили ВЕСЬ четырехмиллионный ПИТЕР.Читай, для тебя там написано - "Для жителей Ленинграда и области было сдано 31,4 тыс. км. новой жилой площади, восстановлено более 196 тыс. кв.м. жилплощади, построено 463 «финских домика» и 148 деревянных домов."Ну просто сумашедший вклад в "восстановление Ленинграда", особенно с учетом того, что в 1949 году их всех кроме палачей отправили домой в Германию.
Я просто комментирую новость. Что-либо доказывать, вам, идиотам бесполезно. Дебилам, конечно же непонятно, что немцев в первую очередь направляли на восстановление разрушенных промышленных предприятий, чтобы было чем и из чего строить те же хрущовки. И дома ими построенные, стоят уже 70 лет и падать не собираются.Конечно же их отправили в Германию, когда с фронта вернулись собственные мужики.